Катакомбы русского ислама

ИСЛАМ И БУДУЩЕЕ МИРА
v_sidorov


Друзья, представляю вашему вниманию свой новый, достаточно большой текст, в котором я попытался осмыслить место Ислама и мусульман в той трансформации мирового порядка, что мы сегодня наблюдаем.

Затронутые темы: национальное государство и мультикультурализм, сетевой и государственный ислам, понятие исламского государства, смута и тирания, глобальная диктатура и халифат по методу пророчества и кое что еще.

Текст представляет собой концентрат, то есть, в нем в очень сжатой форме изложены какие-то тезисы, которые, по-хорошему, требуется подробно раскрывать.

В связи с этим два момента:

1) жду отклика на статью в виде содержательных вопросов и полемики, которые помогли бы выявить ее аспекты нуждающиеся в раскрытии
2) нужно ваше мнение - есть ли смысл использовать этот текст как план-черновик и писать на его основе книгу; что в таком случае вы хотели бы увидеть в ней?

Если будет понимание, что книга нужна, предлагаю организовать под нее краудфандинговый проект, то есть, организовать сбор средств для ее написания и публикации, хотя бы в электронной форме.

Заранее спасибо за вдумчивое чтение и ценные замечания и предложения.

Исламский мир: Левиафан против Бегемота
v_sidorov


Сегодня налицо кризис идеалистического исламизма в мусульманском мире, и это касается не только ихвановцев. Показательны процессы, происходящие в другом течении условно суннитского мира, тесно с ними соприкасающегося, — салафизме. Если в Египте или ранее в Турции потерпели поражение идеалистические ихвановцы, то ровно то же можно сказать об идеалистических не только ихвановцах, но и салафитах в соседней Сирии.

Новые эмираты: легитимизация и трансформация миропорядка
v_sidorov
В обсуждении моей статьи "Страсти по Халифату" украинский политолог Олександр Маслак высказал следующее замечание:

"Проблема в том, что не определены критерии легитимности того или иного "эмирата". Не столько в среде самих мусульман, сколько для всего остального мира. Вот с "арабскими республиками" все вроде ясно - источником легитимности является воля "арабской нации" (в тех или иных пределах, конечно). Соответственно и отношение к ним, как к любому другому национальному государству. С (симпатичными мне, как консерватору) "хашимитскими королевствами" тоже вроде все понятно - есть представитель легитимной династии, охраняющий мир и порядок на определенном куске территории. Такой себе "катехон". И таковым признается иными гос.образованиями, независимо от вероисповедания. А вот когда какой-нибудь Али, из иракской или белуджистанской пустыни, провозгласит себя "амиром" или даже "халифом" - то единственным его "источником легитимности" становится АКМ, китайской (или воообще вазиристанской) сборки и произвольные ссылки на "волю Всевышнего". И вполне логично со стороны США, либо другого государства, так же произвольно, легитимируя свои действия исключительно силой, ликвидировать тот или иной "эмират" (либо не ликвидировать, потому что "не до него")".


Пан Маслак поднял важную тему о проблемах легитимизации мусульманских эмиратов в международных отношениях.

Read more...Collapse )

Страсти по Халифату
v_sidorov
30 июня 2014 года военно-политическая организация «Исламское Государство» (ИГИЛ) провозгласила себя Исламским халифатом, а своего лидера — Абу Бакра аль-Багдади — халифом.

Запад, Россию и Израиль эта новость чрезвычайно взволновала. Многие годы аналитики, дипломаты, военные стратеги этих стран говорили о возрождении халифата как об одной из главных угроз безопасности. 30 июня был сделан первый шаг в этом направлении, пока больше на уровне деклараций (ИГИЛ контролирует, да и то неустойчиво, лишь часть территорий Ирака и Сирии), но кто знает, что будет дальше?

В исламском мире у многих эта новость тоже вызвала беспокойство. Причем речь не идет о светских националистах — патриотах национальных государств, образовавшихся в исламском мире в XX веке после краха Османского халифата и ухода Британской и Французской империй. Эта ситуация взволновала и многих религиозно ориентированных мусульман — тех, кого обычно называют «исламистами».

Самопровозглашенный халифат отверг Всемирный союз мусульманских ученых во главе с его председателем шейхом Юсуфом аль-Кардави, которого на Западе окрестили «Папой Римским суннитского мира». Аналогичную позицию заняли последователи близкого к нему наиболее многочисленного исламистского движения «Братья-мусульмане». Партия Хизб ут-Тахрир, для которой возрождение халифата десятилетиями было и остается идефиксом, заявила, что эта декларация не соответствует условиям для его восстановления и дискредитирует его идею. И даже лидеры и идеологи «Аль-Каиды», иракским филиалом которой в свое время было нынешнее ИГИЛ, не приняли его и заявили, что такое провозглашение ведет к расколу в рядах мирового джихадисткого движения.

Попробуем разобраться, почему провозглашенный ИГИЛ халифат вызвал такую реакцию в исламском мире и что ожидать от развития этой ситуации и идеи миру неисламскому.

Суть происходящего на постсоветском пространстве
v_sidorov

Войны за веру и Вестфальский мир: уроки для Евразии


Начало Европе, которую мы знаем, было положено в далеком 1648 году. Тогда, после опустошающей Тридцатилетней войны, был заключен Вестфальский мир. Этот договор стал основанием новой системы взаимоотношений государств в Европе, заложил базу для идеи «национального государства».

Вадим Сидоров рассказывает о Европе накануне Вестфальского мира и проводит исторические параллели с современным постсоветским пространством.

Новый американский гегемонизм
v_sidorov

Интересная новая статья американского геополитика Джорджа Фридмана о стратегии США в Украине и Ираке.

По сути он в ней описывает ту новую стратегию американского гегемонизма, которую я определяю следующей формулой:

"вместо того, чтобы контролировать весь мир, пресекать вызовы американскому лидерству в нем".

Иначе говоря, "разделяя, властвуй", да.

И это, кстати, объяснение того, почему для новых, в частности, "партизанских" сил, такой рыхлый американский гегемонизм предпочтительнее "многополярного мира", поделенного на сектора, жестко контролируемые региональными гегемонами.

Конечно, до тех пор, пока из них не вылупится сила, которая действительно будет в состоянии заменить США.

"Русские: нормативные и альтернативные"
v_sidorov
С основания Руси и по начало ХХ века страна постоянно находилась в процессе религиозной реформации; абсолютизм покончил с этой многополярностью, приведя Россию к катастрофе

С конца 1990-х в России начались активные поиски национальной идеи, которые примерно через десять лет увенчались принятием доктрины «Русского мира» в качестве неофициальной, но фактически государственной идеологии. Одним из ключевых положений этой доктрины является постулирование единства «Русского мира» — не просто языкового или культурного, но именно духовного, ценностного.

Русские — единые и неделимые

Именно из него вытекает борьба за единообразное понимание всем, что мыслится частью этого «Русского мира», не только его настоящего, например, войны в Чечне или событий на юго-востоке Украины, но и его прошлого. Характерным примером, конечно, является отношение ко Второй мировой войне — она не просто безальтернативно рассматривается как Великая Отечественная с пресечением любых попыток обсуждать агрессивную политику сталинизма, его союз с нацистской Германией, мотивы русского коллаборационизма и другие сомнительные страницы этой истории. Победа в этой войне уже давно стала своего рода сакральным культом «Русского мира», а ее символ в виде георгиевской ленточки — куда более распространенным, а главное, живым атрибутом принадлежности к нему, чем официальный флаг России.

С точки зрения социально-исторического анализа этого феномена, важна не сама эта война и даже не возведенная в ранг господствующей интерпретация ее причин и итогов. Куда важнее именно модель организации социума — его сборка вокруг единых ценностей и символов, явно религиозного характера. Речь уже давно идет не о религии в классическом смысле, но о так называемой политической религии или гражданской религии, как ее называли якобинцы, низвергнувшие духовную власть католической церкви, но быстро пришедшие к выводу, что республике тоже нужны «духовные скрепы».

«Русский мир» в этом смысле находится сегодня в более сложном положении. В XX веке он уже прошел свою секуляризацию вроде якобинской, и коммунизм был для него именно такой гражданской религией явно атеистического характера. Сегодня в России происходит возрождение православия, по крайней мере, так принято считать. Неочевидно, насколько глубоким является воцерковление и тем более катехизация современного российского общества, но факт, что именно православие, воплощенное в конкретной юрисдикции конкретной церкви — Русской православной церкви Московской патриархии, является его собственно религиозным измерением.

Ключевым положением русской православной историософии является единство русской истории в православии. Это у каких-то там англо-американцев христианских конфессий было «каждой твари по паре», у немцев есть католики и лютеране и даже у французов были гугеноты, а русские, согласно этой доктрине, всегда были едиными, православными (даже в своем отступничестве в «ересь» коммунизма). Но так ли это?

Мой дебют на "Хвиле": "Евразийский Вестфаль"
v_sidorov
Конфликт между Россией и Украиной все больше набирает обороты и приобрел черты мировоззренческого. Война на Донбассе  - это не только борьба за ресурсы, стратегическое положение, но и война за «свою» картину мира. Текст ниже написан российским автором и отражает его точку зрения, которая не лишена глубоких прозрений.

Московские русские и киевские русские
v_sidorov
"Более того, разделенные границами, русские оказались разделенными и ментально, духовно. С коллективным Холмогоровым мы уже «никогда не будем братьями, ни по Родине, ни по матери». Да-да. Окончательно разделенный политикой в 2014 году русский народ теперь можно смело делить на две части – «московских русских» и «киевских русских». При этом в дальнейшем первые окончательно сделаются этническими россиянами, растворившись в азиатском миграционном потоке, а вторые станут политическими украинцами — этническими русскими, входящими в политическую украинскую нацию.

Как бы то ни было, но ничем помочь тем, кто выбирает для себя жить в СССР 2.0 мы не можем. Исторический выбор за них сделан в Кремле. А вот перед «киевскими русским» стоят очень большие задачи и от действий всех нас, русской эмиграции, зависит наше русское будущее. Это задачи по достижению субъектности русских в Украине на правах нацменьшинства, лояльного украинскому политическому проекту. Украинцы и крымские татары ведь прекрасно понимают друг друга — не так ли? Вот и «киевские русские» не хуже крымских татар. Просто нужно понимать, что не все русские одинаково вредные".

О провозглашенном "халифате"
v_sidorov


Учитывая то, что Халифат — это дело всей Исламской уммы, редакция сайта «Славяно-Исламская Лига» не может не отреагировать на провозглашение «халифата» группировкой «Исламское государство Ирака и Шама» и провозглашение ее лидера Багдади «халифом всех мусульман».


С одной стороны, несуразность провозглашения «халифата» не просто без совещания со всей Уммой, а фактически ее изгоями, слишком очевидна, чтобы это надо было как-то комментировать.


С другой стороны, немалое количество легко увлекающейся молодежи сбито этим решением с толку и пребывает в уверенности, что «возрожден Исламский Халифат». Именно для этих людей и тех, кто пребывает в сомнениях и может быть смущен, а так же может совершить непоправимые поступки под влиянием этого, мы приводим небольшой комментарий — об отношении к этому «халифату» с позиций Исламского Шариата.


Мы не во всем согласны с выводами автора относительно той описываемой им идеальной картины, как может быть воссоздан Халифат в наши дни. Мы не считаем, что это может сделать только Махди, как и не считаем, что это может быть только новый Праведный Халифат. Однако полностью согласны с автором в том, каким не может быть Халифат — а именно, фикцией, у которой нет ни авторитета у Уммы, ни силы, чтобы подчинить себе значительные земли и контингенты мусульман, и которая лишь сеет среди них раздоры, дискредитируя само понятие Халифата и стремление к нему искренних мусульман.


?

Log in