Катакомбы русского ислама (v_sidorov) wrote,
Катакомбы русского ислама
v_sidorov

Category:

Китайские мусульмане и российские параллели


Мой вчерашний пост хотя и имел определенный резонанс, но не вполне тот, на который хотелось бы рассчитывать.

Впрочем, я, конечно, сам виноват - как корабль назовешь, так он и поплывет, поэтому, поддавшись на мою лингвистическую провокацию, почти все комментаторы только и обсуждали, можно ли называть китайских мусульман, как они сами себя называют или следует придумать им более пристойное для русского уха название.

На этот раз я хочу перевести внимание френдов на совершенно другие аспекты проблемы, ибо неважно, будем ли мы называть этот феномен "хуи", "hui", "хуэй", "дуньгане", наконец, важно, каково же его содержание, что кроется под этим эпатажным или пристойным названием.

А вот это как раз очень интересно и поучительно для России.



Итак, речь идет об особой общности, признаваемой как народ, китайских мусульманах, которая не тождественна всей сумме мусульман, живущих в КНР. Каково же отличие между двумя этими группами китайскими мусульманами и всеми мусульманами Китая? Отличие таково, что к китайским мусульманам официально относятся только те граждане Китая исламского вероисповедания, которые не принадлежат к официально признанным мусульманским национальным меньшинствам КНР, такими как уйгуры, казахи, туркмены и другие.

Здесь можно легко провести аналогию с Россией - это, как если бы, под русскими мусульманами понимались бы те мусульмане России, которые не принадлежат к другим мусульманским народам: дагестанцам, чеченцам, татарам, башкирам и т.д.

Но это только начало истории. Очевидно, что такая общность имеет во многим искуственно сконструированный характер и из-за того, что определяется от противного, и из-за своей разнородности - мало ли кто может не относиться к отграниченным от китайцев мусульманским народам, почему это должно быть поводом объединять их всех в одну общность?

Каковы же составные части китайских мусульман? Дифференцировать их можно сколько угодно в зависимости от локальных составляющих и особенностей, которых масса и у самих этнических китайцев (хань). Поэтому мы проведем разделение более грубое, но, на наш взгляд, оправданное.

По сути, групп таких две - это китайские мусульмане, исток которых находится в самом китайском этносе, то есть, этнические китайцы, принявшие Ислам, и сформировавшие в результате новый субэтнос, и это потомки мусульман, ставших китайцами, но сохранивших религию своих предков.

Так вот, по крайней мере, со слов моего собеседника, хорошо знающего кухню исламского сообщества Китая, именно этнические китайцы в основном из провинции Гансу негласно признаются государством в качестве лидирующей силы, представители которой продвигаются властями на руководящие среди мусульман позиции по всей стране.

А что же потомки мусульман, ставших китайцами, кто это вообще такие и как и почему это произошло? А вот это тоже очень интересная и поучительная история.

Первые мусульмане появились в Китае еще во времена третьего праведного халифа Усмана (да будет доволен их Аллах), который послал в него делегацию представлять Ислам, обучать ему желающих и попутно заниматься торговлей. К слову сказать, это тоже весьма важный штрих - далеко не во все земли Ислам приходил с мечом и далеко не все земли он принуждал к подчинению, как видно, уже изначально исламские лидеры признавали возможность наличия наряду с дар уль-ислам (стран под властью мусульман) и дар уль-харб (стран, враждебных исламу) третьей категории - дар уль-сульх, то есть, стран мирного договора и сосуществования. Больше того, именно так, через мирное проникновение, торговлю и обмен культур, а не завоевание мечом или демографическое замещение Ислам укрепился в большинстве стран Восточной Азии.

Однако основной поток мусульманских переселенцев начал прибывать в Китай с расцветом Великого Шелкового Пути и особенно во времена Монголов. Ехали в основном арабы, персы, тюрки, то есть, полный интернационал. И вот тут есть очень важный момент - пока Китаем правили чужеродные захватчики-монголы, мусульманские иммигранты были такой же чужеродной обслугой колониальной администрации, противопоставленной китайскому населению.

Ситуация кардинально изменилась после смены монгольской династии Юань на китайскую династию Минг, то есть, своего рода Китайской Реконкисты. И здесь интересно сравнить эту китайскую реконкисту с аналогичной испанской: если испанцы выжали из страны и ассимилировали всех иноверцев, как захватчиков-мусульман, так и неплохо при них устроившихся иудеев, то китайцы поступили несколько иначе - они заставили мусульман стать китайцами, при этом в отличие от испанцев не требуя от них отказаться от веры.

То есть, называя вещи своими именами, национализация власти и общества в стране повлекла за собой национализацию исламского сообщества: поток новых иммигрантов прекратился, а старые стали смешиваться с представителями местного населения, уподобляясь ему в языковом, культурно-ментальном (кроме вопросов, вытекающих из религии), со временем все больше и в расовом отношении. Так Китай получил своих китайских мусульман.

Однако для этих китайских мусульман вызовом стала эпоха новой чужеродной оккупации, на сей раз манчжурским меньшинством, которое захватило власть на китайцами. Тут надо сказать, что манчжуры создали специфическую, но очень знакомую для России структуру общества... С одной стороны, они, как могли вытирали ноги о китайское национальное большинство. С другой стороны, при этом всячески перенаправляли китайский национальный гнев с себя на другие национальные меньшинства, провоцируя конфликты между народами Китая.

Это был период смуты, межэтнических столкновений, восстаний и сепаратизма. И что показательно - пока китайский стихийный национализм позволял манипулировать собой, провоцируя столкновения между китайцами и инородцами, манчжуры держались у власти, но когда с этим было покончено организованными и граммотными националистами из "Гоминьдан", они признали права за всеми народами Китая и даже манчжуры со временем просто превратились просто в небольшое национальное меньшинство.

В отличие от смуты манчжурских времен, когда китайские мусульмане занимали оборонительные и зачастую сепаратистские позиции, китайское национально-освободительное движение частью из них было активно поддержано. Что касается Коммунистической партии, то с Перестройкой Ден Сяопина и снятием запрета с традиционных религий китайским мусульманам удалось органично вписаться в новые порядки.

Что касается некитайских мусульман, то их положение напрямую зависит от положения тех национальных меньшинств, к которым они принадлежат. У уйгуров оно очень плохое, у лояльных меньшинств, как правило, сносное, но везде положение Ислама зависит от каких-то национально-политических факторов. С уверенностью можно признать, что Ислам как таковой современной китайской властью в стране не искореняется, напротив, в том что касается китайских мусульман и других лояльных меньшинств, им для соблюдения Ислама созданы максимальные возможности.

Возвращаясь же к китайским мусульманам, это небольшое повествование можно завершить тем, что как китайцам удалось создать у себя "социализм с китайским лицом", так они за века своей национальной политики создали и китайское исламское сообщество - китаезированных мусульман с ядром из субэтноса мусульман - исконных китайцев.

Примерно так, как это в России предлагала сделать НОРМ.


Tags: Ислам, Китай, русские мусульмане, этнополитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments