?

Log in

No account? Create an account

Катакомбы русского ислама

Previous Entry Share Flag Next Entry
Шовинистическое садо-мазо
v_sidorov

Периодически наталкиваясь на обсуждение темы "дискриминации русских в Татарстане", заключающейся в принуждении их неоправданно много изучать татарский язык в школах, решил копнуть эту тему подробнее. Я последовательный сторонник права национальных меньшинств на сохранение национальных языков, идет ли речь о нерусских народах России или русских в ближнем и дальнем зарубежье, то есть, придерживаюсь здесь единых стандартов.

Но одно дело - сохранение своего национального языка татарами, другое - принуждение к его изучению в неправданном объеме русскими. Поэтому я задал своим татарским друзьям вопрос:

"Не лучше бы было добиваться создания в Татарстане параллельной системы татарских и русских школ, в которых все изучение школьной программы шло бы на своем языке, а русский в татарских и татарский в русских школах был бы одним из предметов"?

И в ходе обсуждения этой идеи выяснилось следующее.



Несмотря на то, что ст.6 ФЗ "Об образовании" формально признает право на обучение на родных языках, создание национальной (нерусской) системы образования, то есть, неотъемлемой части национально-культурной автономии, в путинской России невозможно.

Принудительная русификация коренных нерусских народов юридически обеспечена и законом о языках народов России, который обязывает все народы иметь свои алфавиты строго на основе кириллицы, и печально известным 309 законом, который убил региональный компонент образовательной системы, и Постановлением кассационной коллегии Верховного Суда РФ по делу Камаловой, по которому ЕГЭ возможен только на русском языке.

Как следствие, системные национальные школы, например, татар, просто невозможны, потому что: а) невозможно полноценное развитие литературного и научного языка на навязанном и неподходящем ему алфавите, б) школьные программы государственных школ, в том числе по истории, все равно утверждают в Москве, в) с введением системы ЕГЭ, который возможен только на русском, человеку, освоившему школьную программу на языках других народов России, закрыта дорога в аккредитованные ВУЗы.

Итак российская, имперско-ассимиляторская система не позволяет тем же татарам развивать образовательную систему своего народа самостоятельно, обязывая их быть усредненными россиянцами.

В качестве ответа на это, пытаясь хоть как-то сохранить свой язык татары-россиянцы вынуждают русских в этих общеобразовательных российских школах быть русскими-татарстанцами. В итоге получается очень по-советски: татары вынуждены учиться в русскоязычных школах, русских в этих же школах заставляют учить татарский язык, школы получаются ни русскими, ни татарскими, все недовольны, все обделены.

Все это является наглядной иллюстрацией тезиса Льва Тихомирова, русского национального публициста XIX века, о том, что принудительное обрусение нерусских оборачивается разрусением самих русских. Пора бы понять эту очевидную, как дважды два четыре истину, и осознать, что интересы подлинно национального развития русских и подлинно национального развития титульных народов автономий не противоречат, а совпадают, что шовинизм и ассимиляторство с обеих сторон обоюдно разрушительны.

Сегодня шовинистические провокаторы все чаще подстрекают к ликвидации национальных республик в составе РФ с созданием вместо них "национально-культурных автономий". Но на этом наглядном примере мы видим, что имперско-шовинистический Кремль де-факто не позволяет этим автономиям существовать даже в условиях номинального наличия республик.

Выход лично мне видится в том, чтобы сфера национальной культуры (включая систему национального образования, воспитания и т.д.) была абсолютной прерогативой национальных властей республик. Если Кремль при этом хочет обеспечить права и интересы русских, он должен делать это поддержанием параллельной русской образовательной системы, интегрированной в общерусскую национальную систему, тогда как сегодня права на национальную школу лишены все народы России, включая русских, вынужденных играть роль многонационального цемента империи.




  • 1
"невозможно полноценное развитие литературного и научного языка на навязанном и неподходящем ему алфавите"

С чего это неподходящем? Латинский для турецкого языка, стало быть, подходящий, а кириллица (по сути ничем, кроме формы букв, от латинского не отличающаяся) для тюркского татарского языка (с половиной заимствованных из русского слов) - неподходящий?
Навязанный? Есть такое. Как, впрочем, и арабский с латинским точно так же были навязанными. Вы ж не на старомонгольскую письменность его переводить собрались в любом случае, а на латинский алфавит (который ничем существенно не лучше кириллицы)?

Неподходящим, потому что татарский имеет принципиально другую фонетику и эта проблема была "решена" добавлением шести (а для близкородственного башкирского - девяти) дополнительных символов в кириллицу. А для небольшого по численности народа уникальный алфавит - плохое решение. Например, возникает проблема "татарификации" шрифтов. Из существующих алфавитов для татарского языка лучше подходит немецкий, потому что три немецких умляута полностью совпадают с татарскими гласными.
Но на самом деле выдумывать тут нечего, потому что существует турецкий алфавит на той же фонетической основе. Но он "политически неблагонадежен", потому что создает предпосылки к пантюркизму и не позволяет создать барьер между татарским и турецким языками (а это суть задача стратегической важности).

кириллица совершенно не подходит для татарского языка.
например у нас нет звука "Ч", а буква есть. как нам различать мягкую и твердую "К"? например "Казань" пишется через твердую "К"(Qazan), а "кем"(Kem), через мягкую. Так же и с буквой "Г", есть твердая(похожая на украинскую Г), есть мягкая. Ладно догадались разделить "ж" и на "ж с хвостом"(на французскою ж похожа), носовую "ŋ" и обычную "n". а где "w"? в татарском алфавите нет этого звука, хотя должен быть, и его обозначают через "В". идиотизм.
кириллица громоздкая и неудобная система.

Алфавит - вопрос довольно существенный, но не принципиальный. От перехода на латиницу минусов также предостаточно.

Ситуация с языками в РТ - это результат попытки реализовать принцип равнозначности русского и татарского языков (это региональный закон) в рамках федерального закона об образовании. Не более и не менее. Причем речь идет не об обучении на татарском языке, а об изучении татарского языка как школьного предмета. И тут я принципиально не согласен с тем, что русским не надо изучать татарский. Извините, но давайте говорить прямо: школа была, есть и будет важнейшим инструментом воздействия на общество, причем общество будущего. Все зависит от того, каким мы видим это общество. Если в этом завтрашнем обществе отведена какая-то роль татарскому языку, то он должен изучаться всеми. Английский изучают все, но даже при этом ничтожное количество способно изъясняться на нем. Если татарский будет изучать (и благополучно забывать, как забывают все иностранные языки при их невостребованности) часть школьников, то он будет и дальше вытесняться из оборота. Пожалуйста, не пожимайте плечами ("а мне что за дело"). Очень часто частные проблемы одних в конечном счете приходится расхлебывать всем. И чем более запущена проблема, тем горьше бывает ее решение. Мы это видим уже на этом примере.

Татарский язык не востребован. На сегодня он используется лишь на татарском радио и ТВ и на селе. Пока будет жива деревня в сегодняшнем виде будет жив и язык. Дальнейшая урбанизация и глобализация приведет к вымиранию всех языков кроме языков наиболее успешных наций.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Знать татарский живущим в Татарстане, конечно, надо, но для не-татар, считаю, достаточно уровня понимания языка, чтения, способности бегло изъясниться.

Считаю, что точно так же татарин, живя в Татарстане, вправе знать и русский - в национальных автономиях должно быть обеспечено реальное двуязычие (в Башкирии так три-), как в Бельгии или Швейцарии.

(Deleted comment)
Ни кому татарский язык не нужен. Только тема для шовинистических высказываний. В чисто татарскую школу ни один родитель не отдаст ребенка если хочет чтобы его дитя было успешно в РФ.

А латышский кому-нибудь нужен?

Те что работают за пределами Латвии заявляют что нужен только до вокзала. По переписи 2010 года 35 тыс Россиян заявили что владеют латышским языком. Ну это скорее всего неправда. Те что не заканчивали национальную школу вряд ли сдадут экзамен по языковому минимуму для принятия гражданства в Латвии.

Язык - это политический вопрос. Если республика станет реально двуязычной, как Бельгия или Швейцария, и если жизнь татарской общины в ней будет татароязычной, будут отдавать еще как. При условии, конечно, что будут развиваться кадры и программы в таких школах, в т.ч. с привлечением специалистов из развитых тюркоязычных стран.

Если совершить маленький исторический экскурс, то можно видеть, что к 1913 у татар была сформирована национальная система образования. Что характерно - с охватом населения весьмамвысоким, можно сказать полным.
Что это было за образование?
Во-первых, начальное, во вторых среднее. Среднее образование было, по сути, педагогическим. Т.е. выпускник среднего учебного заведения (высшего, так сказать, медресе) знал математику, биологию, физику, географию, химию в объеме, достаточном, чтобы преподавать эти предметы.
Очевидно, такая система образовагия не являлась полноценной. Поэтому созрела задача построения системы высшего образования. Решение этой задачи было отложено до окончания Первой мировой войны. Пока шла война умные головы прорабатывали различные концепты. Судя по имеющейся информации, решили не мудрить, а пойти стандартным европейским путем - создавать университеты, которые будут готовить просто образованных людей, котопые, когда их накопится достаточно много, перейдут к решению задачи высшего технического образования.

Потом революция. Образование ТАССР, в которой жила едва ли четверть от общего числа татар в СССР.
Систему образования большевики разрушили почти сразу.

Спрашивается, возможно ли воссоздание той системы образования?
Ответ - невозможно, потому что нет тех условий, которые были раньше, которые
обеспечивали создание, функционирование и развитие системы образования.

Значит надо что-то другое.

На этом фоне изучение татарского в русскоязычной школе вещь микроскопическая, почти не видная.

Спрашивается, почему же такой ажиотаж? Задачи государства в этой сфере ясны, но почему так беснуются ОРКи я не могу понять. Ими что движет?


Я думаю, воссоздание национальной школы - это вопрос политических условий и воли.

А татарская программа в обычных школах - это сплошной паллиатив, иллюзия решения татарских проблем и создание таковых для русских.

Евреи смогли возродить мертвый язык и создать свое государство. Карта политическая так легла. А у татар нет ни малейшего шанса сохранить свой язык.

Отвечу отдельным постом и развернуто, инша Аллах.

  • 1